Здравствуйте, я – Ляхова Анна Гарниковна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Мечетинской СОШ Зерноградского района.
Мне 34 года, мой педагогический стаж работы составляет 6 лет. За это время у меня было много ( и сейчас есть ) учеников разного уровня подготовки, но чаще всего я работаю с детьми, которым тяжело дается школьная программа. Конечно, ребёнок не всегда виноват, что ему трудно, тем более что русский язык это предмет довольно сложный, но, тем не менее, мы всеми силами пытаемся преодолеть преграды, встречающиеся на тернистом пути познания предмета.
Вот об одном таком ученике, а вернее – ученице, я и хочу поведать историю. Три года назад ко мне в класс пришла ученица. Маленькая хрупкая и очень замкнутая, а, следовательно, молчаливая девочка. При первичном тестировании оказалось, что ребенок имеет педагогическую запущенность и статус ЗПР. Обучение Елизавете давалось очень трудно. Огромные проблемы с чтением и памятью, дисграфия и дислексия…Всё это усугублялось ещё и слезами…
Всё бы было не так страшно, если бы это был ребенок начальной школы, но это была уже ученица 7 класса. Такие страшные аббревиатуры ВПР, ОГЭ, ЕГЭ..., а времени остается все меньше и меньше. Нужно было срочно выстроить четкий алгоритм действий, который бы сдвинул дела с «мертвой точки».
Школьная практика преподавания русского языка показывает, что ученик успешно работает преимущественно на уровне воспроизводящей деятельности, когда требуется усваивать и воспроизводить знания в готовом виде. Примем его условно за первый, самый низкий уровень трудности познавательной деятельности.
Итак, благодаря постоянному использованию элементов разноуровневого обучения на уроке удаётся правильно организовать работу со слабоуспевающим ребёнком. В рамках данного направления работы в моей педагогической деятельности сложились следующие основные принципы:
- не ставить учащегося в ситуацию, требующего быстрого ответа, предоставляя время на обдумывание и подготовку.
- по возможности предлагать отвечать не в устной форме, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного.
- по возможности спрашивать в начале урока, и, желательно, в начале дня.
- чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явление достаточно частые и не повод для отчаяния.
Виды дифференцированной помощи, которые я использовала в работе с ребенком, испытывающим затруднения в обучении
- дополнение к заданию в виде чертежа, схемы.
- указание алгоритма выполнения.
- приведение аналогичной задачи.
- постановка наводящих вопросов.
Работа с Елизаветой длилась три года. ВПР были позади, причем, довольно успешно. Из ребенка с ЗПР, Лиза превратилась в активистку, участвующую в предметных олимпиадах муниципального уровня, а в нескольких литературных конкурсах областного этапа даже стала лауреатом второй и третьей степени. К слову сказать, Елизавета сдала ОГЭ по русскому языку на «хорошо» , теперь она является студенткой колледжа.
Я позволила себе вывести несколько правил работы с детьми, испытывающими трудности со школьной программой. Позвольте ими поделиться, возможно, и Вам они будут полезны.
Несколько правил:
Верьте в способности ученика и старайтесь передать ему эту веру.
Не торопите его. Научитесь ждать.
Каждый урок – продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы.
Вселяйте им веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания.
Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.